17 сентября в Ивановском зале РГБ откроется партнёрский проект Российской государственной библиотеки и музея-усадьбы «Архангельское» — выставка «Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека». Выставка приурочена к 100-летию музея.
17 сентября в Ивановском зале РГБ откроется партнёрский проект Российской государственной библиотеки и музея-усадьбы «Архангельское» — выставка «Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека». Выставка приурочена к 100-летию музея.
В XVIII — начале XIX века частные книжные собрания были столь важны, что рассматривались как ценное общественное достояние. Библиотека Николая Борисовича Юсупова — один из ценнейших памятников эпохи Просвещения в России. Увы, в первой четверти XX века она была раздроблена. Эта выставка — первая попытка объединения знаменитого книжного собрания.
Среди изданий, представленных на выставке, немало раритетов и редкостей.

Наиболее интересные книги можно «полистать» с помощью мультимедиа технологий.
В XVIII — начале XIX века частные книжные собрания были столь важны, что рассматривались как ценное общественное достояние. Библиотека Николая Борисовича Юсупова — один из ценнейших памятников эпохи Просвещения в России. Увы, в первой четверти XX века она была раздроблена. Эта выставка — первая попытка объединения знаменитого книжного собрания.
Среди изданий, представленных на выставке, немало раритетов и редкостей.

Наиболее интересные книги можно «полистать» с помощью мультимедиа технологий.
~
Пожалуй, самая знаменитая книга из собрания Николая Борисовича Юсупова — двухтомник Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» с рисунками крепостных художников.
Рыцарская поэма, посвящённая событиям Первого крестового похода, завершившегося взятием Иерусалима и основанием первого на Ближнем Востоке христианского королевства, отпечатана знаменитым издательским домом Бодони.
Перед началом каждой песни вшиты акварели Егора Шебанина, Фёдора Сотникова, Михаила Полтева и Фёдора Ткаченкова (Ткачёва). Образцами для них послужили гравюры французов Шарля-Hиколя Кошена Младшего (1715—1790) и Юбера Франсуа Бургиньона (Гравело) (1699—1773). Рисовальщики Юсупова увеличили формат исходных изображений, превратили чёрно-белые гравюры в цветные рисунки.

Мало кто знает, что в библиотеке Юсупова был ещё один «Освобождённый Иерусалим», тоже изданный домом Бодони в 1794 году. Этот экземпляр украшен двумя сюитами (сериями) гравюр. Одна из них принадлежит Шарлю-Hиколя Кошену, вторая — Бургиньону.
Пожалуй, самая знаменитая книга из собрания Николая Борисовича Юсупова — двухтомник Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим» с рисунками крепостных художников.
Рыцарская поэма, посвящённая событиям Первого крестового похода, завершившегося взятием Иерусалима и основанием первого на Ближнем Востоке христианского королевства, отпечатана знаменитым издательским домом Бодони.

Перед началом каждой песни вшиты акварели Егора Шебанина, Фёдора Сотникова, Михаила Полтева и Фёдора Ткаченкова (Ткачёва). Образцами для них послужили гравюры французов Шарля-Hиколя Кошена Младшего (1715—1790) и Юбера Франсуа Бургиньона (Гравело) (1699—1773). Рисовальщики Юсупова увеличили формат исходных изображений, превратили чёрно-белые гравюры в цветные рисунки.
Торквато Тассо. Освобождённый Иерусалим. — Парма, 1794
С иллюстрациями Бургиньона всё очевидно: они меньше по размеру, наклеены на листы тонированной бумаги и явно вшиты в книги по распоряжению владельца. Гравюры Кошена вызывают жаркие споры специалистов. Одни из них считают, что изображения включил в книгу сам издатель. Тогда это редчайшее исключение, поскольку мастер шрифтов Бодони делал ставку исключительно на красоту набора и не украшал свои книги иллюстрациями.
Сотрудники музея-усадьбы «Архангельского» убеждены, что эта сюита гравюр, как и листы Бургиньона, вшита по указанию князя.

В настоящее время издания хранятся в разных местах: с цветными рисунками крепостных — в Архангельском, с чёрно-белыми гравюрами — в Российской государственной библиотеке.
Торквато Тассо. Освобождённый Иерусалим. — Парма, 1794
Мало кто знает, что в библиотеке Юсупова был ещё один «Освобождённый Иерусалим», тоже изданный домом Бодони в 1794 году. Этот экземпляр украшен двумя сюитами (сериями) гравюр. Одна из них принадлежит Шарлю-Hиколя Кошену, вторая — Бургиньону.

С иллюстрациями Бургиньона всё очевидно: они меньше по размеру, наклеены на листы тонированной бумаги и явно вшиты в книги по распоряжению владельца. Гравюры Кошена вызывают жаркие споры специалистов.
Одни из них считают, что изображения включил в книгу сам издатель. Тогда это редчайшее исключение, поскольку мастер шрифтов Бодони делал ставку исключительно на красоту набора и не украшал свои книги иллюстрациями. Сотрудники музея-усадьбы «Архангельского» убеждены, что эта сюита гравюр, как и листы Бургиньона, вшита по указанию князя.

В настоящее время издания хранятся в разных местах: с цветными рисунками крепостных — в Архангельском, с чёрно-белыми гравюрами — в Российской государственной библиотеке.
~
Сейчас в РГБ хранятся две инкунабулы и 16 палеотипов из коллекции князя Юсупова.
Инкунабулы:
Псевдо-Петрарка, «Жизнь римских пап и императоров». — Флоренция, 1478
и Гомер, «Сочинения», т. 1. Флоренция, 1488—1489
Подавляющее большинство первопечатных книг в 20-х годах XX столетия вывезли из Архангельского в Ленинскую библиотеку.
Среди тех, что хранятся в РГБ, — «Руководство по географии» александрийского учёного II в. н. э. Клавдия Птолемея, изданное в 1535 году. Книга содержит множество таблиц, диаграмм и карт, выполнена в ренессансном стиле, украшена многочисленными символическими изображениями (гравюра на дереве): путти, элементы архитектуры, орнаменты…
Сейчас в РГБ хранятся две инкунабулы и 16 палеотипов из коллекции князя Юсупова.
Инкунабулы:
Псевдо-Петрарка, «Жизнь римских пап и императоров». — Флоренция, 1478
и Гомер, «Сочинения», т. 1. Флоренция, 1488—1489
Подавляющее большинство первопечатных книг в 20-х годах XX столетия вывезли из Архангельского в Ленинскую библиотеку.
Среди тех, что хранятся в РГБ, — «Руководство по географии» александрийского учёного II в. н. э. Клавдия Птолемея, изданное в 1535 году. Книга содержит множество таблиц, диаграмм и карт, выполнена в ренессансном стиле, украшена многочисленными символическими изображениями (гравюра на дереве): путти, элементы архитектуры, орнаменты…
Некоторые палеотипы, которые будут представлены на выставке
В экспозицию вошли три уникальных владельческих* альбома.
* Владельческих — составленных по распоряжению владельца
Каждый из них, по сути, является самостоятельной коллекцией графики: в одном переплёте собраны либо отдельные графические листы, либо несколько сюит гравюр. Почему графику включили в один том — загадка.

Возможно, случайно: просто, чтобы не затерялись разрозненные листы. А может, князь руководствовался прагматическими соображениями, ведь расписывая фарфор или изготавливая мебель и гобелены в мастерских и мануфактурах Юсупова, крепостные художники и мастера использовали высокие образцы.
В экспозицию вошли три уникальных владельческих* альбома.
* Владельческих — составленных по распоряжению владельца
Каждый из них, по сути, является самостоятельной коллекцией графики: в одном переплёте собраны либо отдельные графические листы, либо несколько сюит гравюр. Почему графику включили в один том — загадка.
Возможно, случайно: просто, чтобы не затерялись разрозненные листы. А может, князь руководствовался прагматическими соображениями, ведь расписывая фарфор или изготавливая мебель и гобелены в мастерских и мануфактурах Юсупова, крепостные художники и мастера использовали высокие образцы.
В одном томе собраны шесть разных сюит гравюр большого формата. Две из них привлекают особое внимание. «Этюды деревьев, нарисованных с натуры А. Дефиенном, коллекция, полезная для любителей, молодых художников и учеников…» могли использоваться в качестве образцов для обучения рисованию детей князя.

Вторая сюита — «Описание и чертежи здания Манежа в Москве». На гравюрах изображены не только виды здания и его интерьеры, но и особенности конструкций. Поскольку в 2004 году Манеж сильно пострадал от пожара и был перестроен, иллюстрации являются уникальным документом, фиксирующим первоначальный облик здания.
Владельческий конволют
сборник, составленный из различных изданий, выпущенных в Петербурге, Флоренции, Париже и Милане в конце XVIII — начале XIX века
Владельческий конволют
сборник, составленный из различных изданий, выпущенных в Петербурге, Флоренции, Париже и Милане в конце XVIII — начале XIX века
В одном томе собраны шесть разных сюит гравюр большого формата. Две из них привлекают особое внимание. «Этюды деревьев, нарисованных с натуры А. Дефиенном, коллекция, полезная для любителей, молодых художников и учеников…» могли использоваться в качестве образцов для обучения рисованию детей князя.

Вторая сюита — «Описание и чертежи здания Манежа в Москве». На гравюрах изображены не только виды здания и его интерьеры, но и особенности конструкций. Поскольку в 2004 году Манеж сильно пострадал от пожара и был перестроен, иллюстрации являются уникальным документом, фиксирующим первоначальный облик здания.
Этот сборник самый неожиданный и пёстрый по составу. Изображения экипажей, мебели, оконных драпировок вполне могли служить модными образцами своего времени. Следом вшиты листы с жанровыми сценками, как, например, «Галантный казак, разгуливающий по Парижу», и мифологическими персонажами («Суд Париса» и т. п.).

Всё это разнообразие соседствует с иллюстрациями к роману Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» и рисунками Верне.
Рукотворный альбом с гравюрами. 1823
Рукотворный альбом с гравюрами. 1823
Этот сборник самый неожиданный и пёстрый по составу. Изображения экипажей, мебели, оконных драпировок вполне могли служить модными образцами своего времени. Следом вшиты листы с жанровыми сценками, как, например, «Галантный казак, разгуливающий по Парижу», и мифологическими персонажами («Суд Париса» и т. п.).

Всё это разнообразие соседствует с иллюстрациями к роману Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» и рисунками Верне.
В альбом вклеены две разных сюиты гравюр. Первая — сражения австро-турецкой войны 1683—1689 годов и портреты военачальников. Вторая — изображения городов и крепостей Европы с краткими пояснениями.

На нижнем и верхнем форзацах сохранились владельческие рисунки карандашом и чернилами с изображением набросков мужских портретов в профиль, витиеватые росчерки, узоры и завитки.
Описания и изображения дворцов и городов. Рукотворный альбом
Н. Б. Юсупова
Описания и изображения дворцов и городов. Рукотворный альбом
Н. Б. Юсупова
В альбом вклеены две разных сюиты гравюр. Первая — сражения австро-турецкой войны 1683—1689 годов и портреты военачальников. Вторая — изображения городов и крепостей Европы с краткими пояснениями.

На нижнем и верхнем форзацах сохранились владельческие рисунки карандашом и чернилами с изображением набросков мужских портретов в профиль, витиеватые росчерки, узоры и завитки.
~
Ряд книг примечателен тем, что хранит на своих страницах записи, сделанные рукой Юсупова.
Среди них «Письма Марка Туллия Цицерона Аттику» с собственноручной записью князя на французском языке: «Князь Николай Юсупов. Я купил эту книгу во время моего пребывания в Лейдене 7-го 1774 года». Молодой Юсупов обучался в Лейденском университете с 1774 по 1779 годы, что оказало существенное влияние на формирование его взглядов и предпочтений.

Почерк у Николая Борисовича был неразборчивым, в чём можно убедиться, рассматривая записи на пустых страницах «Месяцесловов» за 1814 и 1816 годы, которые использовались князем в качестве записной книжки для фиксации расчётов, мест, в которых он бывал во время разъездов, и прочих бытовых деталей.
Ряд книг примечателен тем, что хранит на своих страницах записи, сделанные рукой Юсупова.
Среди них «Письма Марка Туллия Цицерона Аттику» с собственноручной записью князя на французском языке: «Князь Николай Юсупов. Я купил эту книгу во время моего пребывания в Лейдене 7-го 1774 года». Молодой Юсупов обучался в Лейденском университете с 1774 по 1779 годы, что оказало существенное влияние на формирование его взглядов и предпочтений.

Почерк у Николая Борисовича был неразборчивым, в чём можно убедиться, рассматривая записи на пустых страницах «Месяцесловов» за 1814 и 1816 годы, которые использовались князем в качестве записной книжки для фиксации расчётов, мест, в которых он бывал во время разъездов, и прочих бытовых деталей.
Собрание произведений древнегреческого поэта Гесиода в переводе на латынь — «Труды и дни», «Теогония», «Щит Геракла». Печатный текст идёт параллельно на греческом и латинском языках.

Этот экземпляр можно рассматривать, как пример использования предмета в качестве записной книжки — верхние и нижние белые приплетённые листы книги заполнены выписанными рукой Николая Борисовича Юсупова афоризмами из трудов Гесиода. На верхней крышке переплёта — росчерки чернилами.
Гесиод. Гесиодовское собрание, где греческие стихи аскрейца Гесиода, какие сохранились, все до одного переводятся на латынь… — Амстердам, 1632
Гесиод. Гесиодовское собрание, где греческие стихи аскрейца Гесиода, какие сохранились, все до одного переводятся на латынь… — Амстердам, 1632
Собрание произведений древнегреческого поэта Гесиода в переводе на латынь — «Труды и дни», «Теогония», «Щит Геракла». Печатный текст идёт параллельно на греческом и латинском языках.

Этот экземпляр можно рассматривать, как пример использования предмета в качестве записной книжки — верхние и нижние белые приплетённые листы книги заполнены выписанными рукой Николая Борисовича Юсупова афоризмами из трудов Гесиода. На верхней крышке переплёта — росчерки чернилами.
~
Важнейшая идея выставки — показать книги, которые были в библиотеке Юсупова, но чьё местонахождение в настоящее время неизвестно, однако аналогичные издания есть в РГБ.
Здесь стоит обратить внимание на роскошные альбомы роз и лилейных, которые часто называют просто «альбомами Редуте».

Первыми свет увидели «Лилейные» (Париж, 1802—1816). В альбоме содержится 480 изображений и описаний цветов семейства лилейных. Изображения выполнены мастером ботанической иллюстрации Пьером-Жозефом Редуте (1759—1840). Иллюстрации имеют ручную подкраску. Описания и научные комментарии принадлежат перу ботаника-натуралиста Клода Антуана Тори (1757—1827).
Редуте выступил и как художник, и как издатель этого титанического труда. Все восемь томов печатались в одной из лучших типографий у Пьера-Франсуа Дидо
(1731—1795).

Сотрудничество Редуте, Тори и Дидо оказалось столь успешным, что продолжилось в следующем, ещё более известном проекте — трёхтомном альбоме «Розы»
(1817—1824). Так же как и в предыдущем издании, различные сорта роз воспроизведены Редуте с фотографической точностью и исключительным изяществом.

Каждое изображение сопровождается подробной характеристикой цветка, составленной Тори. Издана книга Фирменом Дидо, следующим представителем знаменитого типографского дома Франции.
Важнейшая идея выставки — показать книги, которые были в библиотеке Юсупова, но чьё местонахождение в настоящее время неизвестно, однако аналогичные издания есть в РГБ.
Здесь стоит обратить внимание на роскошные альбомы роз и лилейных, которые часто называют просто «альбомами Редуте».

Первыми свет увидели «Лилейные» (Париж, 1802—1816). В альбоме содержится 480 изображений и описаний цветов семейства лилейных. Изображения выполнены мастером ботанической иллюстрации Пьером-Жозефом Редуте (1759—1840). Иллюстрации имеют ручную подкраску. Описания и научные комментарии принадлежат перу ботаника-натуралиста Клода Антуана Тори (1757—1827).
Редуте выступил и как художник, и как издатель этого титанического труда. Все восемь томов печатались в одной из лучших типографий у Пьера-Франсуа Дидо
(1731—1795).

Сотрудничество Редуте, Тори и Дидо оказалось столь успешным, что продолжилось в следующем, ещё более известном проекте — трёхтомном альбоме «Розы»
(1817—1824). Так же как и в предыдущем издании, различные сорта роз воспроизведены Редуте с фотографической точностью и исключительным изяществом.

Каждое изображение сопровождается подробной характеристикой цветка, составленной Тори. Издана книга Фирменом Дидо, следующим представителем знаменитого типографского дома Франции.
Экземпляры Российской государственной библиотеки. Аналогичные были в библиотеке Юсупова, в настоящее время их местонахождение неизвестно.
Клод Антуан Тори (1757—1827)
«Розы». — Париж, 1817—1824
«Лилейные». — Париж, 1802—1816

Клод Антуан Тори (1757—1827)
«Розы». — Париж, 1817—1824
«Лилейные». — Париж, 1802—1816

Экземпляры Российской государственной библиотеки. Аналогичные были в библиотеке Юсупова, в настоящее время их местонахождение неизвестно.
~
Если первый этаж выставки знакомит с жемчужинами и особенностями библиотеки Юсупова, экспозиция второго этажа представляет собой «Портрет собирателя в книгах».
Выделено несколько важнейших граней личности героя, отличающих его от современников. О них рассказывается через издания из княжеской коллекции.
Говоря современным языком, Юсупов был императорским арт-агентом и крупнейшим частным коллекционером. Он приобретал произведения для Екатерины II и Павла I, будучи директором Эрмитажа, пополнял собрание этого музея, параллельно собирал собственную коллекцию западноевропейского искусства.

Не случайно в библиотеке хранится большое количество исследований и альбомов по изящным искусствам. Один из самых роскошных — Капитолийский музей (Musei Capitolini, 1755).
Если первый этаж выставки знакомит с жемчужинами и особенностями библиотеки Юсупова, экспозиция второго этажа представляет собой «Портрет собирателя в книгах».
Выделено несколько важнейших граней личности героя, отличающих его от современников. О них рассказывается через издания из княжеской коллекции.
Говоря современным языком, Юсупов был императорским арт-агентом и крупнейшим частным коллекционером. Он приобретал произведения для Екатерины II и Павла I, будучи директором Эрмитажа, пополнял собрание этого музея, параллельно собирал собственную коллекцию западноевропейского искусства.

Не случайно в библиотеке хранится большое количество исследований и альбомов по изящным искусствам. Один из самых роскошных — Капитолийский музей (Musei Capitolini, 1755).

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ
Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 7

От метро «Библиотека имени Ленина» 5 минут пешком. Вход из Староваганьковского переулка.